Одежда — это не просто ткань, скроенная по меркам. Это вторая кожа, язык тела, способ сказать миру: «Я есть». Но что если твоё тело говорит на особом диалекте, который швейные фабрики годами игнорировали? Британские студенты-дизайнеры взялись за решение этой головоломки, как алхимики, превращающие свинец обыденности в золото инклюзии.
В мастерских, где обычно рождаются платья для воображаемых идеалов, теперь кипит работа над реальными человеческими историями. 15 смельчаков с нитками и манекенами исследуют территорию, где мода перестаёт быть капризной дивой и становится внимательной сиделкой. Их клиенты — люди, чьи тела, словно реки, изменили русло после ампутаций, и теперь нуждаются в новых берегах — удобных, красивых, человечных.
Среди моделей — Александр Похилько и Павел Трофимов, чьи тела стали картой пережитых испытаний. Их протезы — не недостатки, а особенности, требующие такого же внимательного дизайна, как вырез платья или покрой брюк.
«Мы ломаем стереотипы, — говорит куратор программы. — Дизайн здесь становится мостом между мирами, переводчиком между разными языками телесности».
Этот проект — не первый звоночек в мире инклюзивного дизайна. Ранее студенты уже шили для людей с синдромом Дауна и РАС, словно расширяя словарь моды новыми, неожиданными словами. В 2024 году подопечные фонда даже вышли на подиум — их шаг, пусть иногда неуверенный, стал громче аплодисментов.
Такие коллаборации — как весенние ручьи, точащие камень предубеждений. Где-то там, в будущем, возможно, разделение на «обычную» и «адаптивную» моду покажется таким же архаичным, как кринолины или корсеты.